18 мар. 2014 г.

ЧТО ЗАХОЧЕШЬ ВЫБИРАЙ!

нам всем уже казалось, что весна целиком и полностью вступила в свои законные права, и тут - на тебе! снова -2, снегопад и гололед. чтобы не расслаблялись, видимо. погуляли полчасика и домой. тут у нас есть выбор: либо печалиться и вздыхать "вот так всегда", либо найти в этой ситуации свои плюсы. можно книжку почитать или фильм посмотреть... это вопрос отношения и вопрос выбора. 

сегодня я как раз задумалась о проблеме выбора и посмотрела на нее через "не-такие-уж-и-розовые очки" родительства.

если мы и сами не всегда и не во всем правы, как нам научить своих детей делать верный выбор в будущем? постоянными нравоучениями и поучениями? угрозами и пессимистическими прогнозами? подавлением личности ребенка своим "многоопытным" авторитетом? а что если человек в этом случае может вырасти "управляемым" и сильно ориентирующимся на мнение значимых для него людей, когда любая мать хотела бы видеть его волевым и ответственным за свои собственные поступки?

может, просто воспитывать ребенка в своей системе координат, а потом, когда он станет взрослым, предоставить ему свободу волеизъявления? и найти силы доверять его решениям, предоставить ему возможность самому отвечать за последствия собственных поступков и давать советы только тогда, когда он сам попросит? а если мы с чем-то не согласны, просто привлечь его внимание к проблеме, но все-таки не вмешиваться. 

это просто, как при работе на компьютере: "вы действительно хотите удалить этот файл?", а не "ой, вот сейчас как удалишь этот файл, потом локти кусать будешь!". такое общение намного продуктивнее привычной нам модели поведения: если пользователь уверен в своем решении, то все равно удалит файл (спорить бесполезно), если он собрался сделать это по ошибке, то ошибка будет предотвращена. конечно, пример с компьютером очень примитивный, но принцип эффективного взаимодействия людей подобен. 

у меня растет дочь, и я не могу быть уверена, что в будущем ее выбор всегда будет правильным. в конечном итоге, он будет зависеть от того, как мы ее воспитаем. собственным примером - это самое действенное средство (как там говорил Конфуций? "что я слышу - я забываю, что я вижу - я помню..."). я, конечно, не многоопытный специалист в этом деле, но что-то мне подсказывает, что принимать решения человек должен уметь самостоятельно и ответственность за него нести ему, а не тому, кто советует и наставляет. 

вопросы воспитания непросты. и пока дочка еще мала, я размышляю, анализирую собственный опыт. и, стараясь оставить свои переживания при себе, уже сейчас не забываю уточнять: "ты действительно хочешь покататься на этой лошадке? не испугаешься? тогда держись крепче и вперед, к новым впечатлениям и новому жизненному опыту!". 


1 комментарий:

  1. Согласна главное не вешать нос, а искать + в ситуации, и тогда все получится)

    ОтветитьУдалить