21 нояб. 2016 г.

СВОБОДА ТВОРЧЕСТВА

С недавних пор моя дочь увлеклась рисованием. Вернее, дома она рисует давно и с удовольствием. Но этой осенью нам повезло познакомиться с педагогом-профессионалом. Первое занятие произвело на меня огромное впечатление. Вернее, его результат. Дочь вышла с урока с огромной картиной - осенним пейзажем. Представляете мое изумление? 
- Ты сама ЭТО нарисовала? - я вдруг посмотрела на малышку другими глазами. "Боже, я ращу вундеркинда!" - подумалось бы мне, если бы вслед за Лизой из класса не засеменили другие маленькие гении с такими же плакатами в крошечных ручонках. 

Мне стало безумно интересно, как мой ребенок (и все остальные тоже), домашние рисунки которого я, конечно, люблю, хвалю и всячески поощряю, не взирая на то, что они больше похожи на "палка-палка-огуречик", мог сотворить ТАКОЕ? 

В течение следующего урока я иногда заглядывала в класс, каждый раз убеждаясь, что дети, действительно, склонив головки над импровизированными холстами, рисуют сами. Получив через час еще одну картину, достойную занять почетное место в семейной галерее, я не выдержала и решила поприсутствовать на занятии, а уже через неделю заняла почетное место на последней парте. И хотя мой опыт в обучении рисованию достаточно скуден (ИЗО в общеобразовательной школе и один мастер-класс т.н. интуитивной живописи пару лет назад), это не помешало мне сразу понять: в классе сидели четырехлетки, но работа с ними велась на профессиональном уровне. 

Лично мне было очень интересно: и тематические загадки вначале, и рассматривание картин художников с разбором животного на формы (рисовали зайчика), и общеразвивающая беседа, и основы композиции в игровой форме, и всякие узкопрофильные фишки и словечки - не знаю, как дети, но я оценила все. И даже вспомнила, как сама, в далеком прошлом, восторженно впитывала каждое слово своей любимой учительницы по музыкальной литературе (в художественную школу я в детстве не ходила), пыталась описать свои впечатления от классических произведений, с которыми мы знакомились на ее уроках. Педагог от Бога, она легко увлекала детские души за собой, в мир искусства, бережно развивала и направляла... Сколько мне было? 10,12? 

Я вернулась в реальность и схватилась за голову. Моему ребенку 4 года. Четыре! Весь сентябрь мы потратили на то, чтобы опробовать все имеющиеся кружки в нашем районе и выстроить оптимальный план занятий на неделю. Я нашла достойных педагогов, составила ежедневное расписание, но, по-моему, с некоторыми видами деятельности поторопилась. На несколько лет, как минимум. Причем не я одна. Мои знакомые мамочки в стремлении дать лучшее своим детям с пеленок загружают их занятиями, а вычеркивать что-то из расписания - настоящая мука для нас. Еще бы, не дай Бог, на самой ранней ступеньке лишить чадо шансов на попадание в список Forbes! 

Благодаря агрессивному маркетингу и сумасшедшему количеству детских центров в округе, я вдруг незаметно для себя уверовала, что сперва монтессори-уроки, а потом теннис, верховая езда, гимнастика, английский, танцы, бассейн, музыка, живопись... сложатся как кусочки пазла в основу достойного образования, а значит, и жизненного успеха. Бестселлер Масару Ибуки "После трех уже поздно" стал путеводной звездой многих современных родителей, но эта теория вдруг обернулась моей собственной порочной практикой. 

Преследуя цель всех родителей - дать лучшее своим детям, я так увлеклась собственными целями, что (страшно подумать!) чуть не позабыла о реальных потребностях своего ребенка. А какие они - реальные потребности четырехлетних малышей? Кому это интересно? Кому я могу, посыпая голову пеплом, признаться, что, дабы не пропустить занятие, я готова пропустить полдник, что едва подняв дочь с кровати, не давая ей возможности прийти в себя и перекусить ("быстрее, опаздываем!"), завлекла ее в детский центр на урок рисования, который теперь набирал обороты у меня на глазах... 

Юные художники приступили к работе, и для учителя стартовала самая сложная часть: не дать детям, которые еще плохо управляются с кисточкой и норовят засунуть ее во все банки с краской, намалевать нечто, похожее на кролика лишь для человека с очень богатой фантазией. 

- Мама, ты знаешь, Катя на прошлом уроке рисования таким злым голосом мне сказала "Лиизаа!", что я аж испугалась, - делая большие глаза и ударение на свое имя, как-то перед сном поделилась со мной дочь. 

Теперь я понимала откуда мог взяться этот повышенный тон. Как только малолетним пикассо была дана команда рисовать, кисточки заплясали, вода у некоторых полилась рекой на парту и одежду, о формах и композиции думали немногие, а кто и думал, еще в силу возраста не мог должным образом нарисовать то, что хотел. И педагогу приходилось слегка сдерживать пыл творцов, привлекая их внимание громкими "лиизаа", попутно стараясь 
поправить картину направить художников на путь постижения изобразительного искусства. 

Ближе к концу занятия мне позвонила подруга и, по (удачному для меня) совместительству, психолог.

- Слушай, это судьба. У меня как раз только что созрел вопрос по твоей части... Мы с Лизой сейчас на уроке рисования, и меня терзают смутные сомнения, что вся эта учеба преждевременна и оборачивается для нас лишним стрессом.
- Эти сомнения называются материнское чутье и интуиция. Что конкретно тебя беспокоит?
- Напряжение, которое испытывает дочь, когда я отрываю ее, например, от игры и тащу на занятие. Напряжение, которое испытывает педагог, когда на лету ловит и блокирует неловкие движения и каляки-маляки, ибо в конце занятия нужно выдать "шедевр", оправдывающий финансовые вложения родителей. Напряжение, которое испытываю я, когда не знаю, как относиться к этим "шедеврам". Конечно, рисунки прекрасны, но... Кому они сейчас нужны? Лизе нравятся и ее домашние, никем не регулируемые, каляки-маляки. А, может, мне все это мерещится и просто в напряг водить ребенка на занятия... 
- Саша, детское творчество - это самовыражение в чистом виде. Рисунок маленького ребенка - рассказ про свою жизнь. Как психолог, я рекомендую разрешить Лизе рисовать то, что хочет она, а не педагог. Даже раскраски не советую в таком возрасте, чтобы не ограничивать фантазию и не ставить рамок воображению. Пусть будут каракули, странный сюжет, искаженные герои. Сейчас ребенок учится регулировать свои эмоции путем сублимации - проработки чувств посредством творчества. И не вздумай ничего блокировать или критиковать, ребенок закроется и будет копить эмоции в себе, а уже и это лишний стресс, и психосоматическое болячки... Первая задача родителей - не усиливать, а снижать напряжение, научить ребенка сохранять уравновешенность и формировать адекватную самооценку, независимую от так называемых "шедевров". 
- А я думала, первая задача родителей - сделать все, чтобы обеспечить ребенку максимально успешное будущее.
- И как ты планируешь обеспечить ребенку успех? - в голосе подруги послышалась ирония, едва заметная, но очень отрезвляющая. - Ты не Бог. И нет такого закона - чем больше вложишь, тем больше получишь. Коллекционирование детских достижений ради внимания посторонних - это просто блажь родителей. Зачем вам уроки рисования в 4 года? Почему бы тебе самой с ней не порисовать? Ничего не имею против раннего развития, но не забывай, родительство - это не проект, а отношения.

Подруга была права, и, вернувшись в класс, я почувствовала облегчение: очередной "шедевр" закончен, а значит, можно отправляться домой к прерванной игре, пирогу без мукИ (который мы не успели съесть на полдник) и... мУкам творчества. Открытый урок помог мне решить для себя вопрос с Лизиным самовыражением, тогда как вопрос с моим собственным пока все также оставался открытым. Вернее, закрытым. Уже почти год я практически ничего не писала в блог. У меня была травма правой руки, взявшаяся неизвестно откуда и не позволяющая безболезненно использовать ее в личных творческих целях. И даже в инстаграм, отчасти по этой причине, я выкладывала фото лишь изредка. 

Зато пополнялась домашняя галерея дочкиных рисунков. Пока мы закрепляли новоиспеченный "шедевр" рядом с другими, я похвалила картину:

- Лиза, какой замечательный зайка у тебя получился! Шерстка почти как настоящая. А зачем у него белые волоски? 
- Наступает зима, мам. Все зайчики становятся белыми как снег.
- Ясно. Я вижу, ты очень старалась. 
- Да, только вот глазик один растекся, - с сожалением в голосе развела руками юная художница.
- Ничего, в следующий раз получится лучше. 
- Я прямо сейчас попробую нарисовать еще одного зайчика,  -воодушевился ребенок. - Принеси мне краски, пожалуйста!

Вот она, волшебная сила похвалы в действии. Позитивная оценка творчества, как и любой деятельности, требующей значительных усилий, по результатам не идет ни в какое сравнение с критикой, от которой опускаются руки (и отказываются подниматься в особо тяжелых психосоматических случаях). Моей основной деятельностью в данный момент было материнство. Похвалю-ка я и себя! А заодно и всех родителей, которые ежедневно ищут решения проблем, неизменно встающих перед ними, справляются с новыми задачами и постоянным чувством вины, давлением общества, превращающим детское образование и здравоохранение в бизнес, и миллионами непрошенных советов... Мы молодцы, мы растем вместе со своими детьми, делаем ошибки, но неустанно учимся, стараемся быть лучшими мамами и папами и философски относиться к критической оценке своей жизни со стороны окружающих, которые лучше знают, кому/как/что рисовать делать и стремятся проконтролировать чужое творчество (а воспитание детей - тоже своего рода искусство) словно преподаватель в классе живописи для четырехлеток.

Пусть рука еще побаливала, занятия ЛФК помогали, и я решила снова начать делиться с вами тем, какие эмоции я проживаю на этом этапе моей жизни, с какими задачами и проблемами я сталкиваюсь на пути современного материнства, чтобы услышать ваше мнение в обратной связи, чтобы выразить признательность за участие и познакомиться с чужим опытом, который может не совпадать с моим... Я напоминаю вам, что я не гуру и не знаю ответов на все вопросы, я только учусь быть мамой, хранить домашний очаг, с чувством юмора относиться к своим (и чужим) ошибкам и глупым поступкам, развивать в себе "4 уникальных человеческих дарования - самосознание, совесть, воображение и независимую волю" (в следующем посте я приведу выдержку из книги Стивена Кови "7 навыков высокоэффективных семей", и вы поймете откуда такая терминология), беря пример с наших детей, которые продолжают создавать свой "шедевр", не переживая, что кому-то может не понравиться потекший глаз, неточная передача цвета или пропорций... На каждом уроке рисования моя дочь видит недочеты, но позитивно оценивает свою работу, она учится и получает удовольствие от процесса, а также, оставаясь в рамках предложенных на занятиях правил, все же рисует то, что хочется ей. 

Вот это свобода творчества (см. ниже) ака портрет лисы, где вместо одной лисы нарисовалась целая семья - "мама Саша, папа Максим, дочь Лизонька и малыш". Не смотря на определенное несовершенство "шедевра" и мою неопределенную предвзятость, эту картину я полюбила с первого взгляда, не знаю, почему. Как объяснила бы моя подруга-психолог, вероятно, это материнское чутье и интуиция. 

1 комментарий:

  1. Супер. А я всё думала- не опоздала ли я с занятиями, но нет- домашняя работа с малышкой тоже развитие. Моё и её.

    ОтветитьУдалить